Психологическая служба Школы НИКА
Должность педагога-психолога появилась в школах чуть более 20 лет назад. Но до сих пор фигура школьного психолога окружена мифами и тайнами, и очень сложно понять, чем же он занимается.
Так кто же такой школьный психолог? Школьный друг или школьный враг?
На самом деле, работы у психолога очень много. Он работает «со всеми участниками образовательного процесса» - с детьми, с родителями, с педагогами, с администрацией.
Основные направления таковы:
Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей.
Развивающее. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, тренинги общения, занятия по развитию эмоциональной сферы, индивидуальные занятия с ребенком.
Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится.
Просветительская работа. Психолог оформляет буклеты и памятки, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
Не стоит пугаться, если вас пригласили к школьному психологу. Такое приглашение вовсе не означает, что «все плохо».
В каких случаях наши психологи могут вас пригласить:
У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят». Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».
Основные методы работы
Наблюдение – главный и основной метод.
Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
Элементы арт-терапии: рисование, лепка.
Сказкотерапия, песочная терапия.
Этика для нас не пустой звук.
Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать.
Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий.
Стоит сходить, если…
Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
Ребенок пережил сильный стресс.
Вам непросто взаимодействовать с ребенком, и вы ищете пути для этого.
Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.
Мы очень ждем вас, дорогие родители!
ФИО полностью |
Адрес электронной почты |
Площадка |
Малютина Татьяна Адилевна |
malyutina.ta@nika-school.ru |
ул. Малая Юшуньская, д.4 |
Алферова Татьяна Юрьевна |
alferova.tyu@nika-school.ru |
ул. Малая Юшуньская, д.4 |
Блинова Екатерина Владимировна |
blinovakaterina3@gmail.com |
ул. Каховка, д.33, корп. 2 |
Шувакина Анна Васильевна |
shuvakinaanna@yandex.ru |
ул. Каховка, д.33, корп. 2 |
Жабина Инна Юрьевна |
zhabinaiy@nika-school.ru |
с.Красное |
Полякова Светлана Асватовна |
polyakova.sa@nika-school.ru |
с.Красное |
Заславская Наталья Борисовна |
nata-zaslavskaya@yandex.ru |
Азовская ул., д.25, к.4 |
Ратникова Наталья Алексеевна |
ratnikova@nika-school.ru |
ул. Малая Юшуньская, д.4 |
Мокрушенко Анна Николаевна |
Mokrushenko.an@nika-school.ru |
Ясная (Минзаг) |